«Люди готовы платить чуть-чуть больше, чтобы встретиться с красотой», — президент Cirque du Soleil дал интервью Business FM, в котором рассказал о гастролях цирка в Сочи. Изменилась ли ценовая политика компании в эпоху кризиса?
В Сочи приехал Cirque du Soleil. До конца месяца в Сочи гастролирует шоу «Тотем» известного режиссера Робэра Лепажа.
В Москве представление показывать не будут. О том, почему, а также о бюджетах и о том, сколько платят акробатам, в эксклюзивном интервью Business FM рассказал президент компании Даниэль Ламар. С ним беседовала обозреватель Business FM Евгения Смурыгина.Почему Сочи, почему не Москва? Столица даже не стоит в вашем гастрольном графике.
А как насчет ценовой политики? Цены должны быть сравнительно высокими, это же бизнес.
Давайте просто озвучим цену, сколько будет стоить Cirque du Soleil в Сочи, и дороже ли это, чем в Москве?
Вот, кстати, о меняющейся экономической ситуации. Несколько лет назад рубль сильно ослаб. Вы сохраняете цены по отношению к докризисному уровню или последние несколько лет живете по новому курсу?
Но есть еще вопрос внешней политики. Сейчас время санкций. Как влияет на вас внешняя политика, соотносите ли вы политику своей компании с тем, что происходит в мире?
У вас 19 шоу (гастрольные из них только десять — Business FM) в 2017 году по всему миру, и в разных странах это разные программы. Вот как вы решаете, в какую страну какое шоу поедет, отчего это зависит? От менталитета той или иной страны, от экономической целесообразности?
Сколько у вас сейчас во всей вашей интернациональной команде выходцев из России?
Есть какая-то градация по доходам артистов?
Сколько и в какой валюте вы платите?
А каким должен быть артист, чтобы к вам попасть? И как вы ищете новых героев? Бывает ли, что вы скаутите, или люди сами приходят к вам, отправляют, возможно, видео?
Частью этой стратегии, вероятно, является то, что у вас среди артистов есть спортсмены-олимпийцы, олимпийские чемпионы. Расскажите, как вы пришли к этой практике?
Может быть, вы вспомните, кто из олимпийцев ваш самый ценный трофей, и что они делают в труппе?
В нулевые годы постоянно были периоды мировых кризисов, когда люди, даже состоятельные начинали меньше тратить на развлечения. Как ваш бизнес чувствует себя сейчас? Глобально, поскольку у вас есть представления по всему миру, сейчас люди охотно тратят деньги на развлечения или они экономят?
То, что вы говорите, означает, что вы, наверное, не интегрируете социальные медиа в саму идею Cirque du Soleil, но современного зрителя между тем достаточно сложно увлечь, удержать, а цирк как понятие достаточно ретрограден. Какие вы ищете новые возможности? Может быть, интеграция с виртуальной реальностью, что сейчас очень популярно и на всех последних кинофестивалях были зоны VR, кино и театр пытаются экспериментировать в этом направлении. Что с этим у вас?
Вероятно, самые передовые технологические решения вы не вносите в гастрольный график. Из того что мы, сидя здесь в России, не увидим, то, что у вас сейчас на ваших стационарных площадках самое передовое технологически, какое решение самое удивительное?
А что мешает вам прямо сейчас сделать удивительное шоу в Москве?
Какой объем инвестиций вам нужен со стороны партнера, например, российского, если мы уж конкретизируем, и какой средний бюджет ваших шоу на запуске? Сильно ли он отличается, в зависимости от того, стационарное это шоу или гастрольное?
Если говорить о структуре вашего бизнеса, то что экономически для вас важнее, гастрольная часть или стационарное шоу, и какую долю составляют гастроли?
Кажется, что наибольший успех, массовый и глобальный к вам пришел после сделки с инвесткомпанией TPG. И при этом они не вмешиваются в творческую составляющую. Означает ли это, что в крупной игре более эффективный менеджмент важнее, чем креатив?
Но все-таки сделка с TPG была очень крупной, я так предполагаю, что вы миноритарные акционеры. Напомните сумму этой сделки.
При этом акций компании нет на рынке. Почему так сложилось?
Первый раз, я так предполагаю, что это был 2008 год, когда господин Лалиберте (Ги Лалиберте — основатель и руководитель Cirque du Soleil— Business FM) продал долю в бизнесе — это были 20%, и он тогда улетел в космос. С точки зрения обывателя, это довольно-таки эксцентричный шаг. Но сейчас, когда он продал большую часть компании, он работает над новыми проектами, как с тех пор изменился его взгляд на ведение бизнеса, участвует ли он сейчас каким-то образом в работе над проектами Cirque du Soleil? И что за новые проекты, над которыми он работает?
Но все-таки не у каждого человека бизнес-партнеры улетают в космос, поэтому я спрошу. Во-первых, о чем он говорил с вами, когда он вам звонил из космоса, это было просто поболтать или вы обсуждали бизнес-вопросы? А, во вторых, как-то изменился его взгляд на ведение дел с тех пор?