Кинотеатр «Пионер», несмотря на запрет Минкульта показал фильм. Зал был полным, и администрации пришлось даже подставлять пуфики
В Москве, несмотря на заперт Минкульта, прошла премьера английской комедии «Смерть Сталина». Ленту показали в кинотеатре «Пионер». Зал был полон, администрации пришлось даже подставлять пуфики для желающих посмотреть теперь уже скандальную картину.
Молодежи среди зрителей было немного, посмотреть на киноверсию «Смерти Сталина» пришли те, кто хорошо помнит само это событие. Реакция оказалась неоднозначной.Сталинисты на премьеру не пришли. Хотя в сегодняшнем российском обществе совсем несложно представить себе акцию протеста у стен кинозала в исполнении граждан, не смотревших фильм, но уже оскорбленных его содержанием. Примечательно, что фильм показали именно в «Пионере». У этого кинотеатра своя публика, хотя на «Смерть Сталина» на Кутузовский приехали не только завсегдатаи. Первые зрители дали этому фильму разные оценки. Преимущественно собравшимся лента понравилась. Молодой человек, которому на вид не больше 25, сказал, что смешно.
Людей старшего поколения в зале было существенно больше. И оценивали они фильм с разных позиций. Диана, часто слушавшая рассказы отца, прошедшего всю войну, очень хотела попасть на премьеру. За два часа до сеанса ей достался последний билет на приставной пуфик:
Диана зритель «Очень понравился, я даже не ожидала. Я думала, что он будет более легкий. Может быть, саркастический. На самом деле, я думаю, что этот фильм вообще сделан о нашей стране в то время. Просто, может быть, его невозможно было показать в таком трагическом варианте. Поэтому он сделан немного с элементами юмора. Может быть, там не все события совпадают. Но в целом, как я его смотрела, думаю, что это было то время. Да, он немного утрирован в некоторых местах. Но это вообще точка зрения автора, режиссера. Это его право».
А вот, что о «Смерти Сталина» рассказала Дина Александровна, в детстве не раз видевшая вождя своими глазами на Красной площади. Когда ей было 15, на похоронах отца народов она плакала, а попав в давку, спаслась, оказавшись на борту грузовика, увозившего пострадавших. На вопрос, почему вы решили посмотреть британскую комедию, Дина Александровна ответила так:
— А почему бы и нет? Это мое время. Как его изобразили иностранцы, это неплохо, неплохо было бы узнать. Маршала Жукова я всегда воспринимала как героя. Здесь он похож на какого-то странного человека, который способен на любой, даже, ну не то что гнусный, а на любой поступок. Я думаю, что этого не было, в общем-то.
— А вас это не задело?
— Вы знаете, нет, не задело. Каждый вправе решить для себя сам, что ему видеть, что смотреть и как на это реагировать.
Дина Александровна призналась, что не стала бы рекомендовать этот фильм к просмотру своим близким, но и отговаривать тоже не собирается.
Владимир Мединский, объясняя решение Минкульта об отзыве прокатного удостоверения у «Смерти Сталина», говорил о том, что британский фильм может быть воспринят и как глумление над жертвами сталинских репрессий. Современница событий, о которых идет речь в этой ленте, не нашла в этой комедии ничего смешного:
— Я на третьем курсе училась, я провожала Сталина, так сказать. И как давили, как там раздавила лошадь всадника. Это было намного страшнее чем то, что они показали. Намного страшнее.
— Вам понравилась комедия?
— Да какая это комедия! Мне было очень больно смотреть, потому что я вспоминала все, начиная с «дела врачей», так как мой отец тоже врач был. Хватит, ладно.
Возмущены выходом этого фильма на экран сын Хрущева и дочь Жукова. Под письмом с просьбой не показывать это кино подписались многие деятели искусства. Тема Сталина до сих пор раскалывает российское общество на два противоположных лагеря.
Жуков сакрален как герой для абсолютного большинства россиян. С другой стороны не хочешь оскорбляться — не ходи на этот фильм! Да и снималось кино не только, а может быть, и не столько для нас. Кинокритик Антон Долин в своей колонке на «Медузе» написал: «Сталин умирает не тогда, когда умирает Сталин, и уж точно не 5 марта 1953 года. Сталин умирает, когда умирает страх». По словам Долина, этот тезис фильм Ианнуччи проговаривает настолько отчетливо, что снимает тем самым все возможные претензии и к художественной состоятельности, и к рискованному выбору жанра. Однако очевидно, что многим в нашей стране все еще, как минимум, несмешно.