На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

new test

9 подписчиков

Зарплаты чиновников росли вдвое быстрее инфляции

Средняя зарплата федеральных чиновников с начала года выросла на 18%, сообщает Росстат. Притом что пока накопленная за это же время официальная инфляция не превысила 9%. То есть даже если очистить зарплату от инфляции, она все равно стала больше почти на 10%. При этом доходы россиян впервые за многие годы перестали расти.

Правда, принято решение заморозить зарплаты чиновников на будущий год, но накопленный рост уже впечатляет.

КАРТИНКИ ИЗ ГЛУБИНКИ: ЭКСПАНСИЯ ВЛАСТИ

Псковская область вовсю обсуждает: в рамках программы оптимизации бюджетных расходов собираются здесь, как и по всей стране, сокращать школы, где слишком мало учеников, закрывать больницы, где нет пациентов. По этому случаю губернатор Андрей Турчак проехал по отдаленным районам, где людей в принципе мало, а теперь и социальной инфраструктуры станет меньше. Много ему неприятного пришлось выслушать (хотя кто-то был и согласен с задумкой властей), но в Дедовичском районе к нему пробился местный житель Павел Федоров и сказал одну поразительную вещь:

- Вы, Андрей Анатольевич, на правильном пути. Необходимость сокращения административного аппарата давно назрела. Раньше, в советское время, у нас все органы власти помещались в одном двухэтажном здании, и все работало. А после 1991 года для каждого надо свое помещение, и порядка мало. К примеру, всю нашу гостиницу занял один Пенсионный фонд.

Тут надо пояснить, что в Псковской области, как и везде опять же, сливаются также и муниципальные районы. Ради сокращения чиновников. Как это получится, уже видно по другим регионам, где органов муниципальной власти стало меньше и - по бумагам - меньше чиновников.

Вот только на самом деле их просто вывели за штат и придумали им разные новые должности. Вот и получается, что врачей-то с учителями точно сократят, а чиновников - вряд ли, очень уж живуч этот вид. А почему, в чем его сила?

НИКАКОЙ СВЯЗИ С КАЧЕСТВОМ

Часто можно слышать, что число чиновников в нынешней России больше, чем в СССР, и больше, чем в развитых странах мира. В принципе это так. В России 1,455 млн. госслужащих, кстати, это почти 2% занятых. В СССР на пике развития советской бюрократии было 2,03 млн. человек, в РСФСР - 1,16 млн. Если считать число чиновников на 10 тыс. населения, получится, что и тут рост - 102 человека сейчас, 81 человек в РСФСР.

Фото: Дмитрий Полухин

Но если привлечь пресловутый международный опыт и сравнивать с другими странами, окажется, что в странах Скандинавии число чиновников на душу населения - 200 - 300 человек, то есть вдвое-втрое больше, чем у нас. Россия находится на одном уровне с Германией, США или Израилем, там везде количество бюрократов совпадает с российским параметром - от 100 до 110 человек на 10 тыс., те же 2% рабочей силы.

Таким образом, если говорить о голом количестве, то ничего страшного с чиновным классом в России не происходит. Но важно ведь и другое - как эти люди работают. А тут уже сравнение с другими странами не в нашу пользу. Всемирный банк регулярно оценивает качество государственного управления в разных странах. Если взять показатели работы чиновников США за 100% (именно так построена методика), то по параметру «эффективность работы правительства» Россия набирает лишь 41%, по параметру «качество регулирования экономики» - лишь 37% от уровня США. Таким образом, хотя у нас ровно столько же чиновников, сколько в США, они производят лишь треть «продукции» (если это слово уместно) от того, что делают их американские коллеги.

Что интересно: зарплата чиновников растет постоянно. Но было бы логично ожидать отдачи. А ее нет. По данным Всемирного банка, качество работы чиновников в России даже снижается. Скажем, в том же 2002 году качество управления экономикой составляло 50% от уровня США, то есть оно существенно упало с тех пор.

СОКРАЩЕНИЕ НА ПОЛЬЗУ

Понять причины роста зарплат, не мотивированного результатом, можно, если обратиться к такой национальной забаве, как «сокращение числа чиновников». За новейшее время центральная власть поднимала этот вопрос несколько раз. В начале этого года было вновь заявлено о том, что аппарат должен стать «более компактным», а в регионах можно «рубить, не глядя», сокращая количество бюрократов чуть ли не вдвое.

Вопреки распространенному мнению, в реальности так и происходит. Пика численность госслужащих достигла в 2009 году - 1,553 млн. чел., с тех пор сокращено около ста тысяч человек.

Но - и тут парадокс - именно с 2009 года фонд оплаты труда на госслужбе стал стремительно расти. Сокращения обычно мотивируются желанием снизить расходы на зарплату и одновременно эти зарплаты поднять. Дескать, деньги, оставшиеся от сокращенных, достанутся тем, кто посты сохранил. На деле так и происходит, но одновременно растет и фонд оплаты труда. Иными словами, задача снижения расходов на зарплаты лишь декларируется, но не выполняется. Если в 2009 году на получки госслужащих ушло из федерального бюджета 500 млрд. руб., теперь - 683 млрд. руб.

Отсюда понятно, что зарплаты просто обречены расти, и никакой связи с эффективностью тут нет. Деньги выделены бухгалтериям, расписаны по клеткам штатного расписания, возвращать их никто не будет, как и увязывать с качеством работы.

БИЗНЕСУ ЗАВИДНО

Стремление нарастить оплату труда обычно объясняется тем, что наши чиновники получают мало относительно управленцев в бизнесе. Соответственно на эти деньги невозможно нанять серьезного специалиста, их «перекупают» компании.

Фото: Дмитрий Полухин

Но после кризиса 2008 года этот аргумент не работает. Госслужащие вообще не заметили кризиса, разве что темпы роста зарплат в 2008 - 2010 годах стали не столь быстрыми. Но спада не было. В то же время в остальной экономике реальные зарплаты упали на 5 - 10% в зависимости от отрасли, а всевозможные денежные выплаты менеджерам в компаниях, пострадавших от кризиса, кое-где снизились на 50%. Это было прекрасное время нанять со свободного рынка «пострадавших» спецов и закрыть проблему нехватки квалифицированных кадров. Но этого не случилось, чиновники как были замкнутой кастой, так и остались. Случаи, когда бюрократами становятся выходцы из бизнеса, единичны, и это, как правило, государственный бизнес с соответствующими особенностями.

МНЕНИЯ

ЗА

Не в коня корм?

Павел САЛИН, директор Центра политологических исследований Финансового университета:

- Объяснения, зачем так резко поднимать зарплату чиновникам, которые звучали ранее, больше не работают. Очевидно, что перед нами просто «покупка лояльности». В этом выражается надежда, что в случае серьезных социальных потрясений чиновники поддержат действующий порядок вещей, потому что их хорошо кормили. Но, как показывает практика периода падения СССР, это ложный расчет. Чиновная масса остается безучастна к переменам.

ПРОТИВ

Приголубить, но с умом

Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики:

- Чиновники, особенно низшего звена и в регионах, на самом деле зарабатывают немного. Повышать им зарплату надо точно так же, как надо повышать ее бюджетникам. Но повышать, требуя взамен более эффективной работы. А мы ее оценивать пока не научились. Также надо помнить, что рост на 18% в год не спасет от соблазна поучаствовать в коррупции. Поэтому сначала надо избавиться от коррупции, иначе все это будет пустой тратой бюджетных средств.

 

Ссылка на первоисточник
наверх