В Саудовской Аравии готовится дворцовый переворот? Королевство намерено совершить исторический рывок — переместиться из века сегодняшнего сразу в XXII. Что будет с теми, кто мешает строить это будущее?
Обновлено в 17:49
Дворцовый переворот или взяточничество и растрата? Против арестованных принцев Саудовской Аравии выдвинуты серьезные обвинения, сообщает Reuters со ссылкой на неназванного саудовского чиновника. В частности, одного из богатейших людей мира — принца аль-Валида ибн Талала обвинили во взяточничестве, вымогательстве и отмывании денег.
Накануне стало известно об аресте 11 членов королевской семьи, а также десятков бывших и нынешних государственных чиновников в Саудовской Аравии. Аресты прошли по решению антикоррупционного комитета, который создан недавно. Его возглавил 32-летний наследник престола — принц Мухаммад ибн Салман.
Независимый израильский аналитик Александр Этерман считает, что нынешние события напрямую связаны с большими переменами, назревающими внутри арабского государства.
Александр Этерман независимый аналитик из Израиля «Впервые произошло что-то совершенно необычное в прошлом году, когда очередной брат, король Салман, он назначил своего молодого сына, совсем молодого, а не какого-нибудь иного брата двоюродного, наследником, и реально передал ему очень значительную часть власти вместе с несколькими постами. Нынешнее текущее руководство произносит удивительные вещи: они говорят напрямую о переходе от ваххабитского ислама к умеренному, который еще надо разработать, о создании громадных зон экстерриториальных внутри Саудовской Аравии, где можно будет пить спиртное и носить мини-юбки. Саудовская Аравия, в принципе, готовит переворот, не известно, что там получится, они хотят к 2030 году освободиться от своей зависимости от нефти.
Но даже если это лирическое предположение, то хотя бы существенным образом уменьшить свою зависимость от экспорта нефти и превратиться в страну XXII века сразу из какого-нибудь XVIII-го. В этих условиях приходится бороться с оппозицией. Но мы-то знаем из наших хороших примеров: оппозицию, консервативную оппозицию нужно как-то пресечь. В стране несколько тысяч принцев, то есть прямых потомков короля Сауда, все они очень богатые люди, сопротивление там очень серьезное, но вслух никто спорить не решается. Я подозреваю, что подавляющая часть этой саудовской аристократии не приветствует реформы. Но вот мы видим, к сожалению, реформы не бывают без репрессий. Понятно, что речь идет не о расплате за прошлое, а о помехах в строительстве светлого будущего. Зная, как примерно работают такие системы, что их несколько пощипанными через какой-то время отпустят, с другой стороны, возможно, что одного из них выберут в качестве козла отпущения — обвинят во всех смертных грехах».
Исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев не исключает, что с высокопоставленными лицами поступят жестко.
Роман Силантьев исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета «Периодически принцев мятежных и ловили, и убивали. В таком количестве — случай первый. Я не удивлюсь, если руки начнут рубить, чтоб положено по шариату за воровство. Кого-то, может, и казнят. Там вскроются и коррупция, и другие вещи. Государство закрытое, многие вопросы очень просто решаются: человек, например, от жажды может умереть в пустыне, просто от инфаркта умереть в 20 лет. Всякое бывает. Но вот так вот, еще и с заявлениями о резкой смене курса, там же идут репрессии в отношении духовенства, там почти тысячу имамов они отстранили, дела завели. То есть ломка серьезная в стране. На словах Саудовская Аравия хочет стать цивилизованной страной с умеренным исламом, больше не хочет с разными террористами общаться, их поддерживать. Видимо, прекратит экспорт ваххабизма. Понятно, что наследный принц мог бы таковым и не стать, у него были конкуренты, не все довольны, естественно, что именно он стал преемником нынешнего короля. Обычные дворцовые интриги.
Как сообщает The New York Times, весь персонал отеля Ritz Carlton в Эр-Рияде в субботу был эвакуирован. Предполагается, что в нем могут разместить арестованных принцев и чиновников. Столичный аэропорт был закрыт для частных самолетов, предполагая, что, таким образом, саудовские власти хотят помешать скрыться другим возможным обвиняемым, пишет газета.
Параллельно с арестами был отправлен в отставку глава Национальной гвардии — сын предыдущего короля Абдаллы — принц Митеб, которого считали одним из немногих людей среди высших саудовских чиновников, не входивших в сферу влияния престолонаследника Мухаммада, отмечает «Медуза».
После арестов цена нефти достигла максимума за два года. Стоимость барреля марки Brent в ходе сегодняшних торгов перевалила за отметку 62,5 доллара. Аналитики Bloomberg считают, что серия арестов призвана укрепить положение принца Мухаммада, который выступает за сокращение квот ОПЕК. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что изменения цен на нефть не связаны ситуацией в Эр-Рияде.
Михаил Крутихин партнер консалтинговой компании Rusenergy «Я не думаю, что события в Саудовской Аравии имели прямое отношение к повышению цен на нефть. Скорее всего, это несколько нервная реакция рынка на ожидания, которые пока не связаны с фундаментальными показателями, то есть с предложением и со спросом на сырую нефть. Начало такого повышения нефти было положено сообщениями из США о том, что там число работающих буровых установок на месторождениях сланцевой нефти перестало расти и даже за неделю несколько понизилось на восемь штук, и это несколько насторожило наблюдателей. Словом, Саудовская Аравия остается в фокусе, поскольку трудно сказать, будут там повышать или будут понижать добычу нефти, пока реальных сигналов о понижении добычи не поступало. Но некоторая политическая перетряска в руководстве страны, возможно, как-то повлияет на это, но мне кажется все-таки, даже новое руководство, если оно утвердится в руководстве страны, то оно не будет сейчас делать резких движений и каким-то образом понижать добычу. Так что, на мой взгляд, это понижение носит временный характер».
Поддержку котировкам оказали не столько аресты принцев в Саудовской Аравии, сколько усиление напряженности на Ближнем Востоке после баллистической атаки на Эр-Рияд со стороны йеменских повстанцев. Кроме того, сегодня на границе с Йеменом потерпел крушение вертолет, в котором погибли принц Мансур бен Мукрин и другие высокопоставленные чиновники. Конфликт с Йеменом, безусловно, в центре внимания нефтяных аналитиков, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Рустам Танкаев ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «Это абсолютно точно связано с ситуацией в Саудовской Аравии. То есть главным фактором здесь является Саудовская Аравия. Это очевидно, потому что тут действительно очень серьезный конфликт, влияющий на мировой нефтяной рынок. Там далеко не только дело в принцах. Главное в том, что вообще на Ближнем Востоке сейчас идет серьезная перестройка всей ситуации в связи с фактическим уже уничтожением ИГИЛ. И вот этот конфликт с Йеменом, на самом деле, для Саудовской Аравии очень опасен. Безусловно, это очень сильно влияет на биржевые цены, потому что это уже не высосанный из пальца какой-то фактор, это вполне реальный процесс, и здесь уже реакция будет не на один-два дня, а вполне серьезная. Я не могу сказать, сколько это продлится и как разрешится. Но то, что этот конфликт, который происходит на Ближнем Востоке, и лидером которого является Саудовская Аравия, влияет очень сильно на нефтяной рынок, это совершенно очевидно. Потому что этот рынок очень сильно зависит от Саудовской Аравии. Она, как известно, обеспечивает 20% торговли нефти и нефтепродуктов в мире. Столько же обеспечивает Россия».
В конце октября кронпринц Мухаммед ибн Салман объявил о намерении превратить Саудовскую Аравию в государство, «открытое для всех религий и всего мира». По его словам, его страна скоро покончит с «экстремистскими идеями».