На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

new test

9 подписчиков

Гелиевое противостояние

Неподалеку от Третьего транспортного кольца, в самом начале Лужнецкой набережной, стоит старое краснокирпичное здание. Это бывшая фармацевтическая фабрика Фридриха Байера, в помещениях которой в советское время располагалось сверхсекретное производство. В последние же годы за этот кусок московской земли развернулись нешуточные баталии.

Впрочем, обо всем по порядку. В 1944 году по инициативе академика Петра Капицы в целях разработки и выпуска воздухоразделительных установок был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт кислородного машиностроения (ВНИИКиМаш), впоследствии ставший НИИ гелиевой техники. Жидкий гелий, бывший основной темой работ института, используется в оборонной и космической промышленности. Именно это и стало основной причиной засекречивания НИИ. Стоит напомнить, что именно Петр Капица получил Нобелевскую премию именно за свои исследования жидкого гелия – и свои наработки он успешно внедрял в НИИГТ. В 70-е годы институт был преобразован в научно-производственное объединение «Гелиймаш», а в 90-е стал акционерным обществом.

От традиционной для советских НИИ и НПО судьбы предприятие спас Вадим Удут, занявший пост генерального директора предприятия в 1996 году. Он в кратчайшие сроки смог заключить контракты на поставку оборудования и погасить огромные задолженности по зарплате. Заказы для Байконура и Плесецка, разработки для министерства обороны – все это позволило «Гелиймашу» не просто выжить, но и двинуться вперед. Итог: концерн поставляет свое оборудование в 40 стран мира, в том числе по линии Рособоронэкспорта, являясь не только лидером в отрасли, но и одним из крупнейших производителей жидкого гелия в мире – скажем, в большом адронном коллайдере используется именно «наш» гелий.

В 2013 году предприятие по заказу «Газпрома» сконструировало контейнер-цистерну для перевозки жидкого гелия, которая по своим характеристикам аналоги имеет лишь в США. Очевидно, что в условиях санкций создание подобного отечественного оборудования для стратегически важных отраслей крайне важно и позволяет существенно увеличить добычу гелия с последующей его транспортировкой с месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. По оценкам специалистов, потребление гелия к 2030 году может вырасти вдвое – причем доля России в мировом производстве может вырасти с текущих трех процентов до 50.

Следует понимать, что, помимо «оборонки» и космоса, гелий и связанные с ним криотехнологии используются сейчас во всех высокотехнологичных отраслях промышленности – от производства комплектующих для мобильных телефонов и оптоволокна до сверхпроводящих кабелей и скоростных поездов на магнитной подушке. Казалось бы, ситуация идеальная и перспективы самые радужные – тем более, что «Гелиймаш» занимает на рынке лидирующие позиции.

Однако все не так и безоблачно. Так уж сложилось исторически, что территории «Гелиймаша» расположены в очень привлекательных для застройщиков местах. Одно – упомянутая в начале статьи Лужнецкая набережная, другое – также рядом с ТТК, неподалеку от метро «Автозаводская». Земля дорогая, а выстроенные на месте заводских корпусов элитные жилые комплексы с учетом расположения могут дать ту самую сверхприбыль, ради которой, как известно, капиталист готов пойти на все. Еще в 2005 году территорию на Лужнецкой набережной присмотрела Mirax Group Сергея Полонского. Предполагалось, что на этой территории к летней Олимпиаде 2012 года, на проведение которой претендовала Москва, будет выстроен офисно-гостиничный комплекс «Третий Рим». Однако право на проведения Олимпиады получил Лондон, в 2008 году грянул кризис – и о планах застройки на некоторое время позабыли.

В 2011 году НПО на страницах газет - в связи с фактическим рейдерским захватом предприятия. Дело в том, что контрольный пакет акций «Гелиймаша» принадлежит трем фирмам: ЗАО «Техногаз», ЗАО «Химгазсервис» и ООО «Криор» (последнее занимается производством жидкого гелия). Главными бенефициарами первых двух фирм были Вадим Удут и еще пять акционеров. К началу 10-х годов четверо из них захотели продать свои доли в «Техногазе» и «Химгазсервисе», причем, согласно закону об акционерных обществах, у оставшихся двух партнеров – Удута и Герасименко – было преимущественное право выкупа долей. Однако рейдеры нашли лазейку в законе, в результате чего «Гелиймаш» оказался под контролем инвестиционной компании «Магма».

Стратегически важное производство фактически было парализовано, поскольку «новые хозяева» не будучи заинтересованными в производстве, постепенно начали выводить из предприятия активы. Разумеется, Вадим Удут, с 1996 года возглавлявший предприятие, не стал стоять в стороне и ждать, пока уникальное предприятие будет уничтожено. 56 постановлений разных судебных инстанций – от Арбитражного Суда города Москвы до Высшего Арбитражного Суда свидетельствуют о том, что весь комплекс сделок, приведших к захвату предприятия, является недействительным. Основные заказчики – Министерство обороны и Роскосмос – обратились в правоохранительные органы, в результате чего было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере.

Уже в мае 2012 года председателю совета директоров ИК «Магма» Владимиру Курбатову было предъявлено обвинение и он был помещен под домашний арест. Однако позднее дело начало буксовать – сначала его вернули на доследование. Курбатов, почти два года просидевший под домашним арестом, был выпущен из-под ареста, а расследование оказалось в подвешенном состоянии.

Тем временем под ударом оказался сам Удут. 22 октября текущего года Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 1 статьи 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями) против генерального директора «Гелиймаша». Меньше чем через месяц, 17 ноября, Хамовнический суд города Москвы принял решение поместить Вадима Удута под арест на два месяца. Защита настаивает на том, что дела как такового нет, ведь еще летом 2012 года арбитражный суд признал сделки, по которым обвиняют, Удута недействительными – однако бессменный директор «Гелиймаша» по-прежнему остается под стражей.

27 ноября трудовой коллектив предприятия направил руководству Совета Федерации, Государственной Думы и ОНФ открытое письмо, в котором просит остановить рейдерский захват уникального оборонного производства: «Коллектив фактически обезглавлен и деморализован. Для всех работников предприятия очевидно, что целью уголовного дела является не просто дискредитация руководителя НПО «Гелиймаш», но и его нейтрализация, то есть, обеспечение условий для новой рейдерской атаки на предприятие». Под письмом стоят подписи около 500 человек. Очередной этап истории наступит уже в среду, 10 декабря, когда в Московском городском суде состоится заседание по делу Удута, на котором защита намерена добиться освобождения его из-под ареста.

Стоит отметить, что прозвучавшие на днях в Послании Президента слова об отечественной промышленности, как поставщике идеи и технологий для всего мира, к «Гелиймашу» относится в полной мере. Вопрос теперь в том, удастся ли сохранить предприятие, работающее на благо российской ракетно-космической отрасли? С учетом того, что Россия занимает третье в мире место по запасам гелия и его стратегической важности для страны, возможная потеря НПО может помешать укреплению позиций на рынке этого сырья и надолго затормозить реализацию космических и оборонных программ.

Ссылка на первоисточник
наверх