Практически перед каждым молодым родителем встает вопрос: «Когда лучше начинать обучать английскому языку ребенка?». Кто-то считает, что делать это необходимо практически с пеленок, кто-то – только после того, как ребенок заговорит на родном языке, а кто-то уверен, что разговаривать на английском его чада научат в школе.
Разобраться в этом вопросе «АиФ» помогла преподаватель и специалист в области подготовки учителей в Католическом университете имени Иоанна Павла II Малгоша Тетиурка.- Малгоша, в России многие родители начинают обучать ребенка иностранному языку, когда он толком на рожном языке говорить не может. Правильно ли это? С какого возраста предпочтительнее начинать изучать язык?
- В современном мире от детей в маленьком возрасте ожидают слишком многого и, конечно, все хотят, чтобы он начал быстро изучать английский язык. Я бы посоветовала родителям начинать малыша знакомить с языком только тогда, когда ему это действительно будет нравится. Силком заставлять тут точно бесполезно. Лучший способ для родителей, которые сами говорят на английском, разделиться: папа пусть говорит с ребенком на русском, а мама – на английском, или наоборот. Это можно делать даже до трехлетнего возраста ребенка.
Забудьте карточки!
- С чего нужно начинать непосредственно обучение?
- Все, что бы ни делал ребенок, нужно дублировать на английском языке. Так он будет самостоятельно постигать основы лексики. Специальные игры для изучения языка можно не покупать. Если он много смотрит телевизор, то лучше предлагать ему английскую версию фильма, но при этом у него не должно быть альтернативы.
Тем более, мультфильмы построены так, что все понятно из контекста. Если идет речь о компьютере - игры на английском.- В России сегодня популярны три методики изучения языка для детей: первая - карточки со словами, вторая – чтение, таблицы, аудио- и видеоряд, третья – чтение с подсказками. Какой подход на ваш взгляд лучше?
- Для детей дошкольного возраста эффективным будет устное обеспечение информации на английском языке, то есть не показывать сразу то, как пишется слово до того, пока ребенок не поймет, как оно произносится. Такая модель обучения не подходит школьникам - они ожидают, что слова сразу будут предоставлены им в письменной форме.
- Что выбрать родителям, когда ребенок уже знает некоторую лексику: продолжить обучение самостоятельно, нанять репетитора или выбрать английскую школу?
- Порой дети не хотят, чтобы их обучали родители, у них возникает некий психологический барьер. Если такое произошло, то родителям все равно не надо тут же бежать за репетитором. Обучение с учителем может наскучить ребенку, он воспринимает это как навязанный урок. В идеале – отдать ребенка в школу английского, где группа будет состоять из 6-8 детей одного возраста. Тогда они будут воспринимать обучение как игру и оно не будет им в тягость. Никогда взрослый учитель не заменит сверстника, с которым ему априори легче общаться.
- Получается, что интерактивная часть обучения важнее, чем чтение и занятие с учебниками?
Для детей, которые еще не умеют читать, конечно, нужно использовать игры. Детям, которые умеют читать, лучше предлагать книги. Но нужно остерегаться тех книг, в которых идет не изучение языка, а учения о языке. То есть, когда предоставляется сухая грамматика на простых примерах, ребенок быстрее и качественнее познает язык.
- Как правильно поддерживать знания ребенка, чтобы за несколько дней он не забыл все, что учил ранее?
Детей очень часто сравнивают с губкой. Они быстро впитывают, но если их выжать, то есть перестать подпитывать знаниями, так же быстро забывают. Необходим ежедневный контакт с языком. Последние исследования доказали, что два – три раза в неделю занятий английским – неэффективно. Лучше заниматься по 20-30 минут в день. После школы желательно не дать ребенку забыть, что он делал в классе. Для этого родители должны задавать правильные вопросы. Например: «Как называется этот цвет в английском?», «Как называется эта вещь?» и т.п. Ребенок вовлечется в процесс, и ему самому будет интересно учить родителя.
Диктанты больше не работают
- А диктанты поддерживают знания языка? Как часто и в какой форме их нужно проводить?
- В последнее время лингвисты все чаще говорят, что диктанты перестали давать должный эффект. Я категорически против этого. Если диктанты не превращаются в скучную рутину, то результат от них будет очевиден. Для ребенка это должно быть опять же игрой. Например, родитель показывает на предметы, а ребенок записывает их названия. Или родители помещают бумагу на стену, где будут либо отдельные слова и предложения либо целый рассказ. Ребенок должен подбежать, запомнить как можно больше слов, сесть на свое место и все записать. Но это зависит от уровня знаний ребенка. Не стоит забывать, что у детей могут возникнуть трудности именно в написании. Не потому, что они не любят диктанты, а потому, что они не любят писать. Раньше дети много рисовали, вырезали, лепили, то есть работали руками. И писать им было не так сложно. Сейчас они 24 часа в сутки проводят перед компьютерами и планшетами, и моторика из-за этого не развивается.
- Ваши коллеги уверены, что нет разницы, какой язык учить – британский английский, американский и т.д. Но все-таки ребенку с чего нужно начинать?
- Для маленьких детей актуально такое высказывание: «какой учитель есть – такой язык и учить». Правда, сегодня нет предпочтений в разновидности языка. Не факт, что ребенок дальше будет разговаривать именно с представителем Великобритании или другой страны. Возможно, он будет разговаривать с человеком, для которого английский язык тоже будет вторым языком. Вот уже когда он определится, для чего конкретно ему нужен язык, то он примет и акцент, и сленг этой страны. Важно взаимодействие между людьми и понимание.
- Какие ошибки допускают родители и учителя при обучении?
- Любые ошибки можно исправить. Главное – знать лексику. Если, например, учитель не был силен в грамматике, то другой точно сможет легко это исправить. В английском нет такой ошибки, которая не подлежит исправлению. Единственное, что исправить нельзя – нежелание ребенка учиться. Поэтому главная задача учителя и родителя – приобщить ученика к языку.
- Как его заинтересовать так, чтобы он не бросил обучение?
- У маленького ребенка естественный интерес к изучению новых вещей. Я проводила исследование в польской школе, где английский был введен с первого класса. На вопрос: «Почему вы изучаете английский?», многие 8-летние дети ответили, что хотят получить хорошую работу, отправиться путешествовать. Очевидно, что этим ответы навязаны взрослыми, маленький ребенок не думает о таких вещах. А вот в возрасте 10 лет начинает меняться мировоззрения и уже тогда ребенку нужно рассказать о других возможностях, которые ему может подарить язык. Например, один из детей ответил: «Я хочу стать футболистом, но заметил, что все интервью делаются на английском языке, поэтому я его учу». Как только у ребенка будет достойная мотивация, он будет сам тянуться к знаниям.