Вашингтон принял северокорейский пакет ограничительных мер. Под его действие попали российская компания, а также четыре гражданина России. Как поведет себя Москва?
Россия проявит хладнокровие и здравый смысл в возможном ответе США по визам и закону о санкциях, заявили в МИД. «Мы не хотим превращать отношения с США в игру с нулевой суммой.
Мы не руководствуемся ложно понятой логикой мер и контрмер, когда независимо от последствий мы должны отплатить той же монетой», — приводит слова замглавы министерства Сергея Рябкова «Интерфакс». Дипломат добавил, что это «не наш подход», и в ряде случаев ответ на санкции может пойти во вред самой России.В последние, конфликтные годы Москва неизменно отвечала на санкции. Украинский пакет санкций встретили продуктовым эмбарго, на высылку 35 дипломатов из США отреагировали сокращением американской дипмиссии на 700 человек — пусть и с задержкой на полгода.
Почему теперь, когда конгресс вынудил Дональда Трампа подписать законопроект, закрепляющий санкции Барака Обамы на неопределенный срок, Москва отказывается от встречных мер? Рассуждает американист, член-корреспондент Академии военных наук Сергей Судаков:
Сергей Судаков американист, член-корреспондент Академии военных наук «Говорить о том, что Россия и США могут постоянно играть по принципу «зуб за зуб, глаз за глаз» — так не может продолжаться вечно. Безусловно, такая игра не дает выигрыша ни одной из сторон. Для того, чтобы можно было хоть как-то изменить отношение или хотя бы вывезти его на stand-by, в какой-то момент сторона не должна реагировать, чтобы не продолжать ту дипломатическую войну, которая существует на сегодняшний день.
Если же будем отвечать, то будем отвечать уже серьезно и жестко. У России всегда остается очень большой пакет того, что можно предъявить США, начиная от нашего сотрудничества по титану, по иранским вопросам, вопросам взаимодействия с Китаем, вопросу взаимодействия с Афганистаном, урановых сделок, тот же договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Это экономические рычаги».Любопытно выглядит и другое заявление Сергея Рябкова. Накануне стало известно, что российская компания и четверо россиян попали под северокорейский пакет санкций США за предполагаемые связи с КНДР. В ответ на это замглавы российского МИД сразу же обещал «неизбежные в этой ситуации ответные меры». Комментирует директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулёв:
Юрий Рогулёв директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ «Я могу (высказать) только свое пожелание как российского гражданина — чтобы это имело какой-то разумный характер, потому что на самом деле, действительно, если втягиваться в так называемые спирали ответных мер, будь то в дипломатической сфере, экономической, это тупиковая ветвь, тупиковый путь, он ни к чему хорошему не приводит. Поэтому я надеюсь на то, что эти меры действительно будут такими асимметричными. В какой-то другой сфере, в какой-то другой области они будут приняты, но наносить себе самим какой-то вред какими-то шагами, я думаю, что тут наше руководство на это не пойдет».
После принятия в США санкционного законопроекта многие эксперты сошлись во мнении о том, что ответ России не обязательно должен быть публичным. Например, страна могла бы спускать на тормозах сотрудничество по вопросам, особенно важным для США. Это не противоречит и риторике о том, что «игры с нулевой суммой не для нас и мы не реагируем на санкции».
С другой стороны, в Москве, как заявил Сергей Рябков, по-прежнему считают, что «с приходом Трампа есть возможность для определенного улучшения российско-американских отношений». Возможно, ради этого Москва действительно готова подставить другую щеку.