Ил-62 прогревал двигатели в «Чкаловском», а журналисты в салоне гадали, успеет министр обороны России Сергей Шойгу к назначенному сроку или нет. Как и следует человеку военному, Шойгу оказался пунктуален. Взлетел по трапу вместе с ближайшими помощниками, двери авиалайнера закрылись, два трапа синхронно сдали назад, а потом лихо и столь же синхронно развернулись.
Вообще, на мой взгляд, за последние пару лет у российских Вооруженных сил вновь появилась та лихость, что была утрачена в 90-е. Не дурная, а спокойная, уверенная в себе. И немудрено, что с такой Россией, у которой появились такие армия, авиация и флот, находится все больше охотников задружиться и посотрудничать не только в экономике, но и в военной сфере.
Взять ту же Исламскую Республику Иран. Соглашение о военном сотрудничестве между Россией и Ираном, которое подписали Сергей Шойгу, прибывший в Тегеран с официальным визитом, и министр обороны Ирана, бригадный генерал Хоссейн Дехкан, - в этой сфере, наверное, самое выдающееся событие для Ирана за последние 10 - 20 лет. Во всяком случае, последний раз министр обороны РФ был в Тегеране с официальным визитом 15 лет назад.
С тех пор утекло много воды, но Иран остался последовательным противником США и, наверное, единственной региональной державой, на которую у Вашингтона руки чешутся, да все коротки оказываются.
Иранский министр обороны был в прошлом году в Москве на международной конференции по безопасности, и, судя по всему, именно тогда была достигнута принципиальная договоренность о сотрудничестве. И вот - подписание соглашения, согласно которому Россия и Иран не только усилят взаимное участие наблюдателей на военных учениях сторон, но и станут проводить штабные переговоры, подготовку военных кадров, обмен опытом в миротворческой деятельности.
Дружественные визиты иранских военных кораблей в российские порты и такие же заходы кораблей российского ВМФ в порты Ирана также вскоре перестанут быть редкостью.- Мы выступаем за придание российско-иранскому сотрудничеству долгосрочного и многопланового характера, - отметил Сергей Шойгу, открывая переговоры. - У нас общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять им можно только сообща.
Особо оценил Шойгу усилия Ирана в борьбе с международным терроризмом и наркоторговлей. По Афганистану и ситуации на Ближнем Востоке, как отметил министр, у обеих сторон позиции либо единые, либо очень сходные.
По предложению России стороны договорились обменяться опытом в области гуманитарного разминирования. Эта проблема особо актуальна для Ирана: не менее 3 тысяч гектаров иранской территории еще хранят в себе мины и неразорвавшиеся боеприпасы с времен ирано-иракской войны.
Как знать, если 70 с небольшим лет назад в Тегеране 1943-го руководители «большой тройки» договорились о послевоенном устройстве мира, то почему бы Тегерану в 2015-м не стать стартом для установления прочного мира в этом регионе. Тем более что, как говорят, Китай тоже планирует подключиться к военному сотрудничеству с Ираном.
Москва - Тегеран.