О трудном пути картины на экраны страны и роли церкви и государства в ее судьбе режиссер рассказал в интервью Business FM
Часть 1
Часть 2
В кинотеатре «Москва» 13 октября состоялся специальный показ фильма «Матильда» от Business FM. После сеанса режиссер Алексей Учитель в интервью обозревателю радиостанции Евгении Смурыгиной рассказал о психологическом давлении, радостных событиях, связанных с картиной, больших ожиданиях от проката, новом фильме о Викторе Цое и отношении к делу Кирилла Серебренникова и деятельности Натальи Поклонской.
Алексей Учитель: Нет, дело не в корректности, это реально относится к Шостаковичу. Он никогда не противостоял, но, тем не менее, испытывал разные эмоции, и это очень интересно. Но я не только про это. У него тоже была потрясающая, интересная личная жизнь, и было много испытаний и по этому поводу, не только по творческому. Поэтому мне действительно интересно. Я уж не говорю про блокадный период и Седьмую симфонию. Вопрос, про что делать кино и что выбрать.
Про себя я не считаю, потому что в данном фильме власть и государство мне помогали, я не испытывал никаких притеснений, мне никто не приказывал выбросить что-то, поменять, фильм выходит в прокат. Скорее, меня волнует отношение власти к тем, кто протестует против фильма. В данном случае какие-то позитивные сдвиги есть, хотя, на мой взгляд, госпожа Поклонская как бы позорит звание депутата. Мне странно, что комитет по этике до сих пор не отреагировал на ее высказывания не только по поводу фильма. Но это уже другая история. В последнее время были сделаны шаги — я имею в виду безопасность просмотров, людей, которые как раз открыто угрожали. Раз они взяты под стражу, значит, я надеюсь, там тоже все выяснят и справедливо вынесут решение по их поводу.
Мне больно, что церковь, не видя всерьез картину, пытается ее порочить. Мне кажется, это неправильно. Я понимаю, святой, но надо посмотреть, потому что более уважительного отношения к фигуре в нашем фильме будущего императора, я думаю, трудно найти, и об этом говорят все пока немногочисленные зрители. И чиновники, и представители искусства, культурной элиты первое, что говорят, даже не о том, какой фильм, а о том, что не понимают, о чем разговор, как будто это совершенно разные вещи — отрицательные высказывания и сам фильм. Меня волнует, почему такой компромисс: на телеканалах нельзя показывать ни фильм, ни рекламу, ни упоминать о нем, а в кинотеатрах он будет идти. На мой взгляд, это связанные вещи, потому что это может повлиять на результат сборов. Так что волнений очень много.
Я, конечно, ждал огромных дискуссий по поводу фильма, но когда он выйдет на экран, и готов и к критике, и к каким-то вопросам про исторические неточности, и так далее. К этому я был абсолютно готов. А вот то, чтобы за год до выхода началась такая история, это, конечно, удивительно. Но крайне мало, если не сказать единицы, людей, кто как-то отрицательно отнесся к фильму. Пока.