Причина банальна - регион не компенсирует перевозчику убытки, а перевозчик больше не хочет возить людей даром. Похожая ситуация в Белгородской области и Забайкальском крае.
Новогодний подарок для жителей Вологодчины в этом году не из приятных. Северная пригородная пассажирская компания (СППК) проинформировала местные власти, что в связи с отсутствием финансирования с 1 января будущего года она отменяет пригородные пассажирские поезда на территории всей области.
- Северная железная дорога в период с 2011 по 2013 год перечислила в бюджет Вологодской области более 3 млрд. руб. налогов. А область за последние три года вообще не предусмотрела в бюджете средств на компенсацию убытков СППК. Финансовые потери компании из-за этого уже составили более 650 млн. руб., - пояснил начальник департамента управления блоком «Пассажирские перевозки» РЖД Геннадий Верховых на пресс-конференции 26 декабря.
Правительству региона были направлены документы о том, что ожидаемый убыток СППК только за 2014 год составит 141,68 млн. руб. Местные власти в ответ предложили компенсацию в... 22 млн.
Споры между региональными властями и пригородной компанией по компенсации затрат идут с 2012 года. Например, в текущем году регион устанавливает тариф на комфортном для пассажира уровне - 22 руб. за одну 10-километровую зону, хотя затраты железной дороги на этот участок составляют 48 руб. Разницу СППК выставляет региону на компенсацию.
- Требования компании мы принять не можем, поскольку они необоснованны. Мы готовы компенсировать межтарифную разницу в объеме 22 миллионов рублей, но РЖД эта сумма не устраивает, - заявляет вологодский губернатор Олег Кувшинников .
В свою очередь, пригородная компания обращает внимание на то, что тариф считается по формуле, утвержденной государством, в которую включена плата за пользование инфраструктурой, аренду и техобслуживание поездов, уборку, а также заработная плата машинистов, кассиров и т.
д.Точку в этой дискуссии поставил суд. Причем регион сам обратился в арбитраж с жалобой на то, что «пригородная компания навязывает свои условия договора». Однако суды и первой, и апелляционной инстанции в иске отказали. А действия пригородной компании по отмене поездов, наоборот, признаны обоснованными.
А какая же ситуация в других регионах страны, спросит читатель? Более чем в 10 регионах местные власти так планируют свои бюджеты, что движение электричек там сохраняется в полном объеме и люди не ломают голову, как добраться из пункта А в пункт Б. Это, например, Тюменская, Томская и Мурманская области, Красноярский и Хабаровский края, Республика Хакасия и др. 22 из 73 субъектов России в 2014 году компенсируют менее половины выпадающих доходов перевозчиков, но не отказываются от компенсаций вообще. То есть, если очень захотеть, можно и поезда сохранить, и социального взрыва избежать. Получается, это всего лишь вопрос грамотного менеджмента.
- По действующему закону ответственность за прекращение движения пригородных поездов лежит на вологодском губернаторе, - объяснил Геннадий Верховых. - РЖД совместно с пригородными пассажирскими компаниями являются лишь исполнителями услуги.
Губернатор Вологодской области в ответ распорядился проработать автобусные маршруты, которые могли бы заменить электрички. Но достаточно взглянуть на карту: площадь Вологодской области немногим меньше всей Прибалтики. И только 300 тысяч человек из 1,1 млн. населения области живут в Вологде. Вряд ли автобусы смогут стать достойной альтернативой для всех: ведь Вологодчина - северный регион с суровыми зимами и множеством «медвежьих углов», куда на автотранспорте просто не добраться.
КСТАТИ
Пассажирские перевозки убыточны почти во всем мире. Раньше убытки железнодорожники компенсировали за счет доставки грузов. Но несколько лет назад правительство России провело реформу РЖД и возложило ответственность за транспортное обслуживание населения на региональные власти. Именно они являются заказчиками перевозок, определяют количество поездов и частоту их движения, компенсируют затраты, чтобы цены на проезд не оказались неподъемными для пассажиров.