На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

new test

9 подписчиков

Леонид Броневой: Иногда мечтаю о сигарете, но не позволяю - хочется еще пожить

В России подобных ему полных кавалеров этого ордена всего-то 21 человек. Среди них художественный руководитель театра «Ленком», где работает Броневой, - Марк Захаров. И Галина Волчек, с которой он когда-то учился в Школе-студии МХАТ. А еще Ирина Антонова, Галина Вишневская, Майя Плисецкая, Юрий Темирканов.

..

- Редкая награда, - не без гордости говорит Броневой. - Мне ее дали к моему 85-летию. Указ президента был подписан год назад. Но я был болен, поэтому не мог получить раньше. Придется в Кремль надевать светло-серый костюм. Для дневной церемонии неуместна темная одежда, - рассуждает о предстоящем событии Броневой. И я слышу интонации герцога из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Помните: «В однобортном мундире уже никто не воюет»?

Фото: RUSSIAN LOOK

«ЕСЛИ ЗРИТЕЛИ УВИДЯТ, КАК Я ХОЖУ, СПРОСЯТ: ЗАЧЕМ ОН ПРИШЕЛ ЖЕНИТЬСЯ?»

- После долгого перерыва вы вернулись на сцену в спектакле «Вишневый сад». Как вас приняли зрители?

- Прекрасно. Спектакль очень хороший. Уж поверьте, я в своей жизни повидал много «Вишневых садов». Захаров чувствует классику, ставит ее современно и коротко.

- Марк Анатольевич не раз подчеркивал, что именно вы артист его театра. Он очень хотел, чтобы вы вернулись на сцену.

- Он был настойчив, за что я ему благодарен. А сейчас думает пойти еще на одну авантюру - подготовить для меня роль в классической пьесе. Возможно, это будет Островский. Захаров ищет пьесу, созвучную времени.

- Когда планируете вернуться в другие спектакли - «Королевские игры», «Женитьбу»?

- В «Королевских играх» я играл герцога Норфолка и должен по роли надевать высокие сапоги, что пока невозможно, у меня болит нога.

Даже зимой в снег иногда выхожу на улицу в тапочках. Другая обувь не подходит. Врачи говорят, что это из-за сосудов. Приходится ходить с палочкой. Ну ладно, когда я играю Фирса в «Вишневом саде». Ему, как и мне, много лет. Но играть жениха Агафьи Тихоновны?! Если зрители увидят, как я хожу по сцене, то первое, о чем они спросят: зачем этот старый дурак пришел жениться? Збруев и Певцов смешно играют других женихов. Они странные, нелепые, дурачье, но хотя бы не больные.

«НЕ ПОНИМАЮ, КАК УКРАИНЦЫ СТРЕЛЯЛИ В СВОИХ»

- Больная нога - это отголоски того, что случилось с вами два года назад?

- Да, у меня был тяжелейший инфаркт на гастролях в Киеве. Даже не понял вначале, как это случилось, потерял сознание, долго был в реанимации. Меня оперировали. В Киеве очень хорошие врачи. Профессор Борис Михайлович Тодуров, кардиохирург, директор Центра сердца, сделал прекрасную клинику. По-моему, в Москве таких клиник нет, да и врачи у нас перестраховщики. Сердце киевляне мне хорошо сделали. Правда, сказали, что через несколько лет нужна еще операция. Но я бросил курить - за два года ни одной сигареты. До этого 70 лет курил, еще с войны. Иногда, знаете, хочется закурить, но не позволяю. Надо бы еще пожить...

- На Украину не тянет, все-таки родина?..

- Уже нет. Что же они убивают друг друга, сколько это может продолжаться? Я не понимаю, кто виноват во всей этой истории: они, мы или Америка с Европой. Наверное, все. Но нельзя, чтобы украинцы стреляли в своих! К сожалению, есть опасения, что скоро это не закончится. И нас тоже могут втянуть в эту войну. Поэтому нужно искать компромисс, спрятать свою национальную гордость, чтобы любыми путями прекратилось противостояние.

Кадр из фильма

«НЕЛЬЗЯ ТАК ИГРАТЬ ФАШИСТА, КАК БРОНЕВОЙ МЮЛЛЕРА»

- В сериале, например, не хотели бы сыграть?

- Я же сыграл в «Семнадцати мгновениях весны» - двенадцать серий.

- Так это же не сериал, это - шедевр.

- Сейчас сериалы снимают без репетиций. Хотя настоящие режиссеры репетируют с актерами месяцами. Лиознова нас мучила репетициями. Но зато какой фильм получился! А снимать кино с 8 утра и до десяти вечера, в день по одной серии, для этого нужно бычье здоровье. А главное - ради чего? Чтобы деньги заработать на лекарства или на собственные похороны?

- Вы фильмы со своим участием пересматриваете?

- Не могу смотреть. У меня появляется столько замечаний, в первую очередь к себе. Вы видели фильм Попогребского «Простые вещи». В этом фильме я себе понравился, хотя пришлось мою роль немного переработать. А знаете, почему понравился? Потому что у меня не было сил стараться. Стараться не надо вообще никогда. Когда человек старается, с него градом пот, на это противно смотреть. Должна быть легкость в общении, в интонации.

- Эта легкость есть даже в вашем Мюллере, шефе гестапо. Наверное, это природный талант?

- Марк Анатольевич тоже так считает. Он даже своим студентам эту роль в пример приводит. Я играл по принципу Станиславского: ищи доброго в злом, а злого в добром. На съемках у нас сидел генерал госбезопасности. И однажды Лиознова мне говорит, что у генерала есть ко мне замечания: «У вас Мюллер получается слишком добрый человек. Он же наш враг! Я предлагаю дописать маленькую сценку, где вы пытаете генерала». Я спрашиваю: «Какого генерала?» Он мне: «Советского, взятого в плен». - «Пытать советского генерала у вашей организации получается лучше, чем у меня, - ответил я. - Я этого делать не буду. Но если вы настаивайте, давайте ко мне в «застенки» немецкого генерала, который якобы покушался на Гитлера». Получилась идиотская сцена, где я в белой рубашке допрашиваю немецкого офицера... Хотя фильм совсем не об этом. «Семнадцать мгновений весны» категорически не понравился «серому кардиналу» Михаилу Суслову и начальнику политуправления Советской армии генералу Епишеву. Суслову не понравилось, что в фильме не чувствуется руководящая роль коммунистической партии. А Епишев считал: нужно было показать, что в войне победил народ. Но зато «Мгновения» понравились маршалу Гречко и руководителю КГБ Юрию Андропову. Они защитили фильм, и тем не менее нам не дали Госпремию СССР. Через несколько лет после выхода дали Госпремию РСФСР имени братьев Васильевых. Славе Тихонову - Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. Татьяне Лиозновой - орден Октябрьской революции, а нам с Табаковым - по ордену Трудового Красного Знамени. С этим награждением была страшная казуистика: Лиознову хотели представить к званию Героя Соцтруда - она заслужила ее не меньше, чем Тихонов. Но, чтобы ей не дать Звезду, в представлении к награде заменили одно слово - вместо «за создание фильма» написали «за участие в фильме». Это про режиссера-то! Лиознова из-за этого очень переживала. Это было бессовестно и некрасиво.

Кадр из фильма

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ АКТЕРА

- А вас, Штирлиц, я попрошу остаться.

(«Семнадцать мгновений весны», Мюллер).

- Голова - предмет темный и исследованию не подлежит.

(«Формула любви», доктор).

Леонид Броневой. Лучшие роли

 

Ссылка на первоисточник
наверх