В суде заслушают последнее слово экс-главы Сахалина. В ходе прений сторон его защита заявила, что доказательства вины Хорошавина отсутствуют, а обвинение «выстроено на домыслах». Так что в этом деле правда, а что вымысел?
В среду экс-губернатор Сахалина Александр Хорошавин, обвиняемый в коррупции, выступит в суде с последним словом.
Эта же процедура ждет и остальных фигурантов дела — бывшего зампреда сахалинского правительства Сергея Карепкина, советника губернатора Андрея Икрамова и экс-министра сельского хозяйства региона Николая Борисова.Судья хотела предоставить последнее слово подсудимым уже во вторник, после завершения прений, но адвокаты попросили перенести процедуру на среду, чтобы подсудимые могли подготовиться. Заседание начнется в семь утра по московскому времени.
Александр Хорошавин руководил Сахалинской областью с 2007 года. Задержали его в марте 2015 года прямо на рабочем месте. Далее были обыски и отправка в Москву. Событие активно освещалось во всех СМИ.
Тогда же в Следственном комитете сообщили, что при обыске у Хорошавина изъяли эквивалент миллиарда рублей в разных валютах, а также 800 дорогостоящих ювелирных изделий. Одним из них была ручка за 36 млн рублей.
Следствие по уголовному делу длилось два года, суд начался в марте текущего года. По версии следствия, экс-губернатор и чиновники получили взятки от предпринимателей на 522 млн рублей. В конце ноября гособвинитель попросил суд признать бывшего главу дальневосточного региона виновным и отправить его в колонию строгого режима на 13 лет, оштрафовав на 500 млн рублей.
Сейчас одним из главных свидетелей выступает помощник Хорошавина Вячеслав Горбачев. Именно к нему стекались денежные потоки от предпринимателей, предназначенные, по версии следствия, для бывшего губернатора.
Во вторник адвокат Хорошавина Ольга Артюхова в ходе прений сторон заявила, что доказательства вины ее подзащитного отсутствуют, а обвинение «выстроено на домыслах и предположениях». Она попросила оправдать Хорошавина. Сам экс-губернатор выступать не стал и сказал, что согласен с доводами защиты.
Ольга Артюхова адвокат Александра Хорошавина «По сведениям, которые прислали из Следственного комитета, с Горбачевым заключено досудебное соглашение по тем же эпизодам, по котором нас обвиняют. Это досудебное соглашение с ним заключено в статусе подозреваемого. По нашему обвинительному заключению он установлен как активный член организованной группы, а по своему делу его вина еще устанавливается. Понимаете? Ну и мы настаиваем на том, что нет основания доверять его показаниям, потому что он обременен условиями досудебного соглашения, он должен сейчас давать показания, которые необходимы следствию».
Сахалинская область — один из самых бюджетообеспеченных регионов России благодаря добыче там нефти и газа, это один из немногих регионов-доноров. Но Хорошавин оказался плохим управленцем, считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:
Юрий Крупнов председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития «К сожалению, Хорошавин оказался обычным губернатором, и уникальную возможность со сверхдоходами, которая поползла в начале его губернаторства, мне кажется, он не сумел использовать. И понятно, что в этих шальных колоссальных деньгах и в десятикратно увеличенных финансовых потоках стали возникать разные комбинации. Наверное, это тоже было, и можно найти массу обвинений против него, но понятно, что, с другой стороны, его поведение провоцировало всех на то, что надо занять это хлебное место, хлебный регион, поскольку никаких особых требований к управленческому искусству это не предъявляет».
На Сахалине дело Хорошавина для местных жителей уже далекое прошлое, говорит руководитель сахалинского портала «Ситисах.ру» Артем Кан:
Артем Кан руководитель сахалинского портала «Ситисах.ру» «Все знают, что он не самый здоровый человек. Ну, понятно, что наворовал, но зла-то он такого серьезного не делал. Там все шито белыми нитками. Это не из серии, когда была серьезная фактическая база, что он такой зарвавшийся, заворовавшийся был. Это из серии — ну было нужно показать, что мы боремся с коррупцией. Ну почему бы не с сахалинским губернатором? Единственное, все сейчас ждут, какой реальный срок ему дадут. Поэтому посмотрим на реакцию общественности. Какая она будет? Сахалин — это достаточно далекая провинциальная область, и поэтому все воспринимается как данность. Решается в Москве. Люди здесь уверены, что от них ничего не зависит. Это же касается дела губернатора. Сняли, нового поставили».
Сам экс-губернатор Хорошавин, выступая в зале суда, заявлял, что «дело даже не в политике — ключевое слово «богатый регион» и что ставка была сделана на формирование негативного общественного мнения о нем». При этом Хорошавин твердо отрицает наличие организованной группы. И, по его словам, «нет золотой ручки, нет ни одного миллиарда».