На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

new test

9 подписчиков

Дети читают Пушкина со словарем, Ломоносова - с Википедией...

Всего через две недели выпускники по всей стране сядут писать итоговое сочинение. И если с ЕГЭ за эти годы все как-то смирились, то вот перспектива сдавать новый экзамен, да еще и посреди учебного года, никого не радует.

- Ладно бы, еще устно сдавали — пару кусков из текста вспомнил, и сойдет, - ворчат между собой подростки в утренней пробке.

- Так ведь нет, для сочинения придется все целиком читать... Кто-нибудь вообще понял, о чем та книжка? Я полночи про нее гуглил, так ничего не и понял...

В столичной гимназии №1517 готовиться к выпускному сочинению начинают чуть ли не в начальных классах. На уроках литературы шестиклассники препарируют картины Герасимова и Поленова: детям проще работать со зрительными образами. А потом, когда рука набита, можно перейти и к словам...

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Обратите внимание на лазурь...- учительница привлекает внимание детей к фрагменту картины. - Кстати, кто знает, что означает это слово?

Вариантов много. Половина класса склоняется к тому, что лазурь — это небо. Остальные неуверенно предполагают, что это цвет. Вроде бы, синий, но точно никто не знает.

- Современные дети очень плохо понимают язык классической литературы, - признает Екатерина Смирнова, преподаватель литературы гимназии №1517. - Например, мы сейчас проходим с 6 классом Дубровского. И дети не знают, что такое помещик, усадьба...

Так что Пушкина и Ломоносова приходится читать со словарем. И попутно знакомить школьников с ключевыми фигурами времени...

- Вот портрет Мичурина... Кем он был, кто в курсе?

Молчание. На задней парте, шепотом: "Князь?

"

- Программы по истории и литературе не совпадают по времени, поэтому когда я говорю о каком-то историческом лице, дети не всегда меня понимают, - поясняет Екатерина Игоревна. - Приходится давать историческую справку, рисовать схему самодержавия и рассказывать про дворян, крестьян и чиновников... А ведь вся литература — это сплошная история. Седьмой класс, например — это "Борис Годунов", "Песнь о вещем Олеге", "Медный всадник"...

Фото: Михаил ФРОЛОВ

А ведь "прочитать и понять" — это то, ради чего все и затевалось. Эксперты жалуются, что современные дети не читают книг и не любят классику. Но ведь это не потому, что школьники глупые! Они просто другие - не такие, как те, кто пишет для них учебники и составляет программу уроков.

Под угрозой сочинения Достоевского дети не поймут и Чернышевского не полюбят. Увлечь их способен только хороший педагог, так, что те сами все найдут и прочитают с планшета под одеялом. А новый экзамен для них - это пустая нагрузка.

- Для того, чтобы написать хорошее сочинение, нужен огромный литературный материал. А для некоторых тем нужно хорошо знать и публицистику, а ее не все читают, - рассказывают 11-классники 1517-ой школы. - Про войну-то любой человек напишет, даже если ничего не читал, потому что произведения о войне в школе всем разжевывают.

Вместо того, чтобы читать новое, выпускникам приходится заучивать старое — книг на экзамене не дадут, писать цитаты придется по памяти. И в результате все уже ждут не дождутся, чтобы поскорее написать это сочинение, и переключиться на более важные дела.

- Рекомендуют писать не больше 350 слов. Это вообще не сочинение, а записка! - жалуются выпускники. - Как можно вообще о чем-то судить по тексту размером в три абзаца?

А В ЭТО ВРЕМЯ

Шпаргалки свежи, ошибки те же

До того, как сочинение отменили, все книжные магазины были просто завалены книжками типа "Сто школьных сочинений", "Сборник сочинений за 11 класс". Конечно, лучшими их было никак не назвать, но школьники активно скупали эту макулатуру, несмотря на все ошибки.

И вот теперь, когда сочинение вернулось, те же самые авторы решили снова поиметь прибыль. И на прилавках лежат сборники шпаргалок в новых обложках, но со старым кургузым содержанием. Тут и осточертевшее "Татьяна — милый идеал", и "У войны — не женское лицо", и лирический мир Ахматовой вперемешку с Цветаевой. Кстати, за подобные штампы в декабрьском эссе можно лишиться баллов...

Даже советы, как писать сочинение, остались прежними. Авторы рекомендуют придерживаться строгой схемы: один абзац на введение, два — на собственное мнение, четвертым абзацем надо дать цитату, а под ней поместить рассуждение. Шаг влево, шаг вправо — расстрел и незачет. В обновленном сочинении, наоборот, такие шаблоны не приветствуются. Максимум рекомендаций — не отводить на вступление и заключение больше трети всего текста.

Теоретически, такие заготовки сгодились бы для школьника, которому сочинение нужно только для допуска к ЕГЭ. Но и тут проблема: все эти шпаргалки написаны на конкретные темы. А что попадется на самом экзамене — неизвестно. Да и списать все равно не получится... Писать эссе выпускники будут под наблюдением видеокамер, как на ЕГЭ в прошлом году.

Учим матчасть

С классиками — без фамильярностей !

Даты: 3 декабря — основной экзамен, пересдать можно будет в феврале и в апреле-мае.

Оценка: зачет/незачет. Вузы могут оценить работу от 0 до 10 баллов. Для этого надо подать заявление об оценке сочинения при подаче документов в приемную кампанию. Этот результат можно оспорить на апелляции.

Примерные темы: творчество Лермонтова, размышления о войне, человек и природа, спор поколений, ценности человечества.

Время: 3 часа 55 минут.

Объем: не меньше 250 слов, рекомендуется писать около 350 слов.

Критерии: соответствие теме, аргументация (ссылки на литературный материал), композиция сочинения, качество письменной речи и грамотность.

Главное разочарование всех школьников: на экзамене нельзя будет пользоваться литературными источниками. А значит, все цитаты придется писать по памяти. Зато у организаторов можно попросить орфографический словарь. Хотя, от пунктуационных и речевых ошибок он все равно не спасет...

Для аргументации достаточно использовать всего одно произведение. С цитатами лучше не перебарщивать, чтобы не запутаться и не лишиться баллов. Красивый, но не обязательный ход — подобрать подходящий эпиграф.

Сочинение, хоть и привязано к литературе, носит надпредметный характер. Это значит, что надо использовать тексты как опору, но не увязать в них.

Жанр сочинения — это рассуждение. Надо показать не блестящий разбор текста по буковкам, а умение мыслить, отталкиваясь от литературных примеров.

Опасность кроется и в именах авторов. Забыли отчество классика — ограничьтесь инициалами. И лучше обойтись без панибратства: фамильярное "Александр Сергеич говорил" эксперты могут оценить, как этическую ошибку. Да, такие тоже есть...

И самое главное: все цитаты, аргументы и рассуждения должны сводиться к одной цели — донести точку зрения до проверяющего. Если экзаменаторы поняли, про что вы написали — зачет у вас в кармане!

 

Ссылка на первоисточник
наверх