Трагедия в торговом центре Кемерова унесла жизни родных Вострикова: жены, сестры и троих детей. Он утверждает, что двери кинозала запер один из посетителей торгового центра
Дверь одного из кинозалов «Зимней вишни» забаррикадировали, чтобы дождаться спасателей. Об этом в видеообращении рассказал житель Кемерово Игорь Востриков, который потерял на пожаре свою семью — жену, сестру, троих детей.
По его словам, дверь запер один из посетителей торгового центра.Кто мог был тем человеком, который якобы забаррикадировал дверь в кинозал и зачем он это сделал? На днях жительница Кемерова Ольга Задоенко, потерявшая в пожаре двух маленьких дочек, написала в , что дверь затыкали мужчины, среди которых был ее муж Михаил Трусов. Согласно таким данным, они делали это во спасение: чтобы дым не заходил в кинозал через основную дверь — выйти через нее уже не было возможности. В это время мужчины пытались разобраться с запасным выходом.
Накануне, 27 марта, два билетных контролера кинотеатра в ТЦ «Зимняя вишня» Наталья Наймушина и Олеся Богатенко дали показания следователям. В день пожара, по их словам, они работали вдвоем на три зала. Обе девушки убеждают, что двери в кинозалы никто не закрывал. Арестованная управляющая торгового центра Надежда Судденок сказала на суде, что оба контролера — и Наймушина, и Богатенко — заверили ее, что всех эвакуировали.
28 марта выяснилось, что прокуратура Кемерова проверит три жалобы местных жителей на сотрудников МЧС и полицейских, в том числе от родственников Игоря Вострикова. Пожарные и полицейские, как сказано в жалобе, действовали непрофессионально, у них не было необходимого оборудования и навыков.
Бывший спасатель-авиадесантник Анатолий Долговых из Екатеринбурга, известный тем, что в ноябре написал открытое письмо Владимиру Путину о проблемах в МЧС, выступил в защиту кемеровских пожарных. С ним побеседовала Екатерина Шалмина:
— Со стороны обывателю может казаться, что они делают все неправильно, но, встав на их место и начав понимать, что там на самом деле происходило, становится ясно, что люди делали все правильно. Есть четкий, внятный алгоритм действий, он прописан, и нарушать его нельзя. Если пожарные не могли проникнуть туда, может быть, у них просто не было с собой этого оборудования, потому что есть пожарные, которые не имеют к этому оборудованию допусков, есть пожарные, которые занимаются именно этим, газодымозащитная служба. Если даже они и были, то на аппаратах стоят манометры, по манометру видно остаток воздуха, на манометрах стоят специальные свистки. При достижении определенного минимального давления баллон начинает свистеть. Аппараты не работают как противогаз, они не фильтруют входящий воздух, они подают воздух из баллона.
— С этим аппаратом они могли зайти в задымленные залы или тоже там есть какие-то ограничения по температуре и так далее?
— Во-первых, это температура, во-вторых, это видимость, в-третьих, это планировка. Здесь комплекс факторов. Сложная планировка, которая причем, скорее всего, была нарушена, ее наверняка меняли. В этой планировке элементарно заблудиться. И никто ведь не рассматривает вариант обрушения конструкций, а температура под потолком может быть градусов 400-500, металлоконструкции имеют определенный запас прочности, и при достижении определенной температуры их начинает вести. Мы видели этот процесс в развитии. Со стороны может казаться, что люди стоят и бездельничают и почему-то не идут спасать. Не надо воспринимать спасателей, пожарных как лентяев или трусов. Люди постоянно с этим сталкиваются в своей работе, и они способны элементарно на глаз, опираясь на свой опыт, оценить, насколько это опасно. Я эту ситуацию расцениваю так: пожарные фактически спасли жизнь тем людям, которые пытались пойти спасать своих детей. Я видел на кадрах на пожаре, там стоит старый автомобиль ЗИЛ, автоцистерна. Если техника рассчитана, предположим, на советскую бетонную коробку, в которой полтора рулона обоев в общей сложности наклеено и деревянный диван стоит, либо суперсовременное помещение, в котором почти все пластик, а это и есть причина ядовитого дыма, и от этого не деться никуда, этого не избежать, это будет. Надо просто искать какие-то новые методы борьбы с этим эффективные. Опять же это не вина пожарных, тех, которые работают на земле, они сделали все, что могли, и странно, почему ведется речь про то, что они не зашли и не спасли какую-то часть людей. А посчитайте, скольких они вывели. Это вина тех служб, которые должны были заниматься профилактикой пожарной. Как ни крути, они уже попадают в такую ситуацию, когда надо срочно принимать решение, опираясь на кучу неизвестных.
Руководитель МЧС по Кемеровской области Александр Мамонтов заявил в интервью РБК, что его подчиненные «сделали все, что смогли» во время пожара.