С приближением холодов нас одолевает массированная реклама противовирусных препаратов. Полки аптек пестреют упаковками: «Ингавирин», «Анаферон», «Эргоферон», «Циклоферон», «Лавомакс», «Оцилококцинум»... Но когда начинается эпидемия, времени скрупулёзно разбираться в том, какое лекарство эффективно, уже нет.
Попробуем сделать это сейчас.Каждый год около 500 млн человек на планете заболевают гриппом, причём до 500 тыс. из них погибают. Всего за три месяца эпидемии от пневмонии, одного из тяжелейших осложнений гриппа и ОРВИ, в мире может умереть более 10 тыс. человек.
Специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для лечения гриппа рекомендуют препараты, относящиеся к классу ингибиторов нейраминидазы и адамантов.
«С помощью противовирусных препаратов от гриппа, доступных в некоторых странах, можно эффективно предотвращать и лечить болезнь. Их необходимо принимать, по возможности, на ранних стадиях болезни (в течение 48 часов после наступления симптомов). Существует два класса таких препаратов: адамантаны (амантадин и ремантадин) и ингибиторы нейраминидазы гриппа (осельтамивир и занамивир, а также перамивир и ланинамивир, лицензированные в некоторых странах)», — сказано на сайте ВОЗ.
Объединёнными усилиями фармацевтических компаний и исследователей за последние несколько десятков лет создано лишь несколько таких лекарств. Они имеют международные непатентованные названия и хорошо известны специалистам.
Почему же в российских аптеках предложение гораздо шире? Оказывается, в нашей стране препаратов, позиционируемых как противовирусные, во много раз больше, чем в США и Европе вместе взятых.
Только с 2007 года в РФ зарегистрировано более 20 новых лекарственных средств для лечения гриппа.Часть из них сразу получают статус «безрецептурное лекарственное средство». Это очень удобно, поскольку даёт возможность начинать телевизионную рекламу. Однако чтобы понять, действительно ли эти препараты способны спасти от гриппа, стоит основательно изучить содержимое упаковки.
Борьба с вирусами или репродукцией?
Возьмём одно из самых известных широкой аудитории «противовирусных средств». Международного непатентованного названия у него, как следует из инструкции, нет. Активное вещество одноимённо названию, но догадаться по нему о составе невозможно.
Находим химическое название: натриевая соль сополимера (1→4)-6-0-карбоксиметил-β-D-глюкозы,(1→4)-β-D-глюкозы и (21→24)-2,3,14,15,21,24,29,32-октагидрокси-23... И другие трудночитаемые названия полимеров. Как это понять простому обывателю?
Как заявил директор компании-производителя, её разработчики «взяли целлюлозу, это полимер из хлопка, взяли ещё определённое вещество, получаемое из хлопка, соединили его с целлюлозой и получили полимер».
В другом месте можно найти иное толкование. Основное действующее вещество препарата получено методом химического синтеза, в результате которого к полимерным молекулам карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ) присоединяются молекулы госсипола.
Госсипол имеет давнюю историю. Так, в Китае его применяли в качестве орального контрацептива для мужчин. При этом примерно в 20% случаев его влияние на сперматогенез носило необратимый характер. Поэтому предполагалось, что принимать препарат могут только мужчины, у которых уже есть дети, или те, кто «допускает необратимое бесплодие».
И всё же в 1998 году исследовательская группа ВОЗ по методам регулирования мужской фертильности, рассмотрев результаты исследований госсипола, пришла к заключению, что риск от его применения превышает пользу, в связи с чем использование его в качестве контрацептива было запрещено.
И от рака тоже?
Ещё одно известное средство, также не имеющее международного непатентованного названия, не делает секрета из своего активного вещества: имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты.
На сайте производителя рассказывается об избирательности механизма его действия — анализирует все клетки, находит заражённые и лечит только их. В инструкции к препарату сказано, что «противовирусный механизм действия связан с подавлением репродукции вируса на этапе ядерной фазы, задержкой миграции вновь синтезированного NP вируса из цитоплазмы в ядро».
Специальные исследования по изучению противовирусной активности этого препарата показали, что необходимая для уничтожения вирусов концентрация его в крови недостижима.
«Субстанция *** (название лекарства скрыто — прим. ред.) ни в одной из изученных концентраций практически не оказывала какого-либо действия на репродукцию культурального штамма A/California/04/2009 H1N1, так же как и на репродукцию вируса H1N1 А/Москва/01/2009, выделенного от пациента в Москве, в концентрации от 10 до 200 мкг/мл. В концентрации 300 мкг/мл ингавирин подавлял размножение вируса А/Москва/01/2009 на 28%, в то время как *** и *** (названия лекарств скрыты — прим. ред.) в концентрации 10 мкг/мл подавляли его репродукцию полностью», — говорится в совместном исследовании специалистов институтов Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирской области.
Интересно, что действующее вещество этого препарата — имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты (витаглутам) — вплоть до мая 2014 года входило в состав другого препарата, который применяли для стимуляции лейкопоэза у онкобольных. То есть у одного вещества — две разные инструкции по действию и показаниям к применению?
Что за «... патия» такая?
Возьмём ещё одну упаковку. В ней — тоже весьма известный препарат. Он также не имеет международного непатентованного названия. Активное вещество — «антитела к гамма-интерферону человека аффинно очищенные 0,003 г, наносятся на лактозы моногидрат в виде водно-спиртовой смеси с содержанием не более 10−15 нг/г активной формы действующего вещества».
Этот препарат вышел на рынок в 2002 году в качестве гомеопатического средства, но в 2009 году был перерегистрирован как стандартное противовирусное и иммуномодулирующее лекарственное средство. При этом состав его не изменился. Несмотря на то, что гомеопатические и аллопатические препараты — это совершенно разные средства с разными составами и механизмами действия.