Совет Федерации в среду единогласно одобрил проект поправок в Налоговый кодекс, закрывающий возможность ухода от налогов через офшоры и направленный на сокращение оттока капиталов из России. Законодатели уверены, что российская экономика, и прежде всего социальная сфера, почувствует позитивную отдачу: в бюджет начнут поступать налоги, которые раньше скрывались в офшорных схемах.
При этом закон не запрещает ведение бизнеса в юрисдикции других стран и хранение средств компаний в других странах.Изменения в Налоговый кодекс, предусмотренные законопроектом, касаются налогов на прибыль «контролируемых иностранных компаний», то есть налоговых нерезидентов, которые работают в офшорах, но контролирующие органы которых - физические или юридические лица - являются налоговыми резидентами РФ. Для российской экономики эти изменения крайне актуальны: по экспертным оценкам, сегодня девять из десяти сделок не регулируются российскими законами. Так что закон, по сути, станет еще одним механизмом деофшоризации финансовых потоков. Старт кампании по деофшоризации дал Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию в 2013 году.
Работали над документом все четыре фракции Госдумы. «Документ вносился представителями всех фракций и был принят большинством голосов депутатов: за него проголосовали 439 депутатов, что говорит о компромиссном и выверенном варианте принятых норм», - заявил вице-спикер Госдумы, секретарь Генсовета «Единой России» Сергей Неверов .
Главной нормой закона депутаты называют обязанность бизнеса платить налоги в российский бюджет. При этом ни сами офшоры, ни право держать капиталы в иностранных банках под запрет не попадают.
Отечественные бизнесмены смогут по-прежнему выбирать, в какой юрисдикции им удобнее работать: в российской или зарубежной. «Единственное, что требуется, - платить налоги в российский бюджет», - подчеркнул Неверов. Он добавил, что это даст возможность России «направить дополнительные средства на социальные статьи расходов: на образование, дороги и здравоохранение».Представитель фракции коммунистов, член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Денис Вороненков , комментируя законопроект, также остановился на том, что Госдума «продемонстрировала редкое единодушие». «Это показывает, что президент правильно обозначил проблему - делать свою страну комфортной для проживания», - сказал депутат. «Чтобы люди приезжали в Россию и жили здесь, мы должны создавать комфортную среду, безопасную, культурную с точки зрения образования, медицины, других факторов. А для этого, безусловно, нужны деньги. Поэтому, если вся прибыль будет выводиться из страны, особенно крупными компаниями, то, конечно, будет тяжело все это реализовать», - сказал Вороненков.
Эсер, первый зампредседателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Владимир Парахин заметил, что «уже через год-два можно рассчитывать на увеличении доходной части бюджета РФ за счет оптимизации налоговой базы на сотни миллионов и даже миллиардов долларов США». По подсчетам Минфина, ежегодно новые правила смогут приносить в бюджет дополнительно порядка 20 млрд. рублей.
Со своей стороны председатель Комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров считает, что закон «дает абсолютно точные ориентиры бизнесу - как государство понимает деофшоризацию». «Этот закон нужен не только государству. Он нужен и бизнесу, чтобы бизнес точно понимал те правила, которые устанавливает закон. Он предлагает всем определиться: хочет ли он вернуть бизнес или по крайней мере платить налоги в стране, чтобы эти средства работали на Россию. А кто не хочет - надо определиться с дальнейшим ведением бизнеса», - заявил Макаров.
В среду законопроект по деофшоризации единогласно поддержали сенаторы. Зампред Комитета по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба указал на наличие в нем «эффективного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций в целях уклонения от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды».
В полную силу закон должен заработать в 2016-м, когда контролирующими лицами будут считаться владельцы четверти иностранного предприятия (50% - в 2015 году). С 2017 года офшорных «деятелей» ждет наказание в виде штрафа в 20% от неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. рублей.
МНЕНИЕ
Александр ШАТИЛОВ, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ:
- В условиях санкций, ужесточения политического и экономического глобального противостояния, безусловно, российскому руководству важно не допустить, чтобы бизнес был привязан к зарубежным площадкам.
Также эксперт назвал чрезвычайно значимым пополнение бюджета за счет налоговых поступлений, которые сейчас уходят в офшорные зоны.
- Власть заинтересована не в том, чтобы затруднить деятельность бизнеса, а в том, чтобы обеспечить его лояльность и сохранить эффективность внутри страны. Поэтому сейчас предпринимаются усилия по активизации деятельности компаний, облегчению налоговой нагрузки, упрощению регистрации бизнеса, облегчению общения с налоговыми органами, административными органами власти страны, - отметил эксперт.