Куда движется интеграция, каким должен быть союз и его имидж? Эти вопросы обсуждались 4 - 5 декабря в Москве во время первой российско-казахстанской школы молодежной дипломатии, проведенной при поддержке посольства Казахстана в России.
«ПРОЛЬЕМ СВЕТ НА БУДУЩЕЕ»
- Платок желтого цвета... - слышим из группы ребят и девушек.
- Золотого.
- «Золотая молодежь» - может быть названием...
- Символ команды - солнце, - резюмирует девушка с именем на бейдже «Маша». - Девиз: «Мы прольем свет на будущее Евразийского союза!»
В деловой игре приняли участие студенты и аспиранты ведущих московских вузов - будущие политологи, историки, дипломаты, журналисты, специалисты по коммуникациям и PR, которым для разминки требовалось сформулировать презентацию команды.
Сутками раньше ведущие журналисты и политологи России провели серию мастер-классов для молодых людей и девушек. Советник-посланник посольства Казахстана в России Ерлан Байжанов напомнил, что впервые идею целесообразности создания Евразийского союза президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул ровно 20 лет назад - в 1994 году, выступая в МГУ им. Ломоносова. А в 2014 году он выступил там же с другой лекцией, в которой по-новому раскрыл смысл и актуальное содержание евразийской экономической интеграции. По словам дипломата, благодаря ей Евразия из этно-исторического понятия превращается в региональный экономический феномен.
- Выросло новое поколение - талантливое, умное, креативное. Именно оно и будет определять развитие наших стран, а значит, нужно как можно быстрее включать в обсуждение евразийской проблематики молодежь посредством механизмов публичной дипломатии, - пояснил директор департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Сергей Зверев.
Тем более что пока имидж у ЕАЭС отсутствует как таковой. Основатель и первый главный редактор «Независимой газеты» Виталий Третьяков уточнил, что символы Евросоюза гораздо лучше известны, чем Евразийского экономического союза.
«ЖИТЬ БЕЗ ГРАНИЦ»
Да, макроэкономика обычно не вызывает большого интереса у населения. Но это тот вопрос, как сообщил главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин, популярность которого во многом зависит от мастерства журналиста. Тема может стать гораздо ближе к народу, если ее рассмотреть через жизнь конкретного человека.
Студенты попробовали свои силы в разработке идеологии, стратегии и символики нового интеграционного объединения. Придуманные ими слоганы «Жить без границ» и «ЕАЭС расширяет твои возможности», по мнению экспертов, отражают намерение населения Союза к взаимовыгодному сотрудничеству как между нашими странами, так и с другими ключевыми игроками, включая Европу и США. В результате появились на свет пять концепций, в каждой из которых отражена идея ЕАЭС, открывающего новые возможности для политиков, для бизнеса, для людей.
МНЕНИЕ
«Сделано в ЕАЭС» - звучит гордо
Ильяс ФЕКЕРДИНОВ, аспирант РГГУ, участник Школы молодежной дипломатии:
- О возрождении СССР речи не идет. Союз - сугубо экономический. Интеграция позволит провести модернизацию стран-участниц, которая даст возможность конкурировать на международных рынках, создавая мощные евразийские компании с высокими стандартами качества.
Экономисты и политики должны понимать, что без общественной поддержки проект не удастся реализовать в полной мере. Наши страны связаны культурно и исторически, что дает возможности интеграции на основе общих ценностей, которые отличаются и от Евросоюза, и от Китая - ближайших соседей союза.
Важно донести до общественного мнения наших стран, что получат рядовые граждане от создания союза. Открытые границы - родственники беспрепятственно могут навещать друг друга, а рынок труда, товаров и капитала станет общим. В странах союза будут признаваться дипломы об образовании, что откроет новые возможности для студентов и ученых.
В современном мире успех предприятия во многом зависит от имиджа и бренда. Необходимо создать узнаваемый гимн, герб и логотип ЕАЭС. Лейбл «Сделано в ЕАЭС» должен ассоциироваться у потребителя с высоким качеством. Позитивный имидж ЕАЭС скажется и на привлекательности вложений в экономику союза со стороны инвесторов.